Анализ мировых систем

Скачать:

Перед читателем первая книга Иммануэля Валлерстайна, вышедшая на русском языке. Жаль,
конечно, что работы американского социолога и экономиста не были доступны отечественной
публике раньше, но все же трудно представить себе более подходящее время для знакомства с
Валлерстайном в России.
Конец 90-х гг. в нашей стране стал временем, когда готовые экономические и исторические
схемы ставятся под сомнение. Восторженное стремление к капитализму, овладевшее советскими
людьми на рубеже 80-х и 90-х гг., сменилось недоумением и разочарованием. Неудачи России в
течение затягивающегося на неопределенный срок «переходного периода» заставляют многих уже не
в первый раз пересматривать свои взгляды. В сущности, и либералы-западники, и антилиберальные
«почвенники» начинают искать причины происходящего в какой-то полумистической
«уникальности», «особости» нашей страны, с той лишь разницей, что, по мнению одних, эта
«особость» является благословением, а для других — проклятием. При этом конкретного объяснения
происходящего никто предложить не может.
Между тем всякий, кто внимательно прочитает работы Валлерстайна, обнаружит, что ничего
мистического и странного с Россией не происходит. Если «советский марксизм», равно как и
ортодоксальный либерализм, рассматривали капитализм прежде всего как совокупность
экономических отношений и правовых норм, то для Валлерстайна и других представителей
миросистемного анализа капитализм есть прежде всего международная система с собственной
жесткой иерархией. В первом случае кажется совершенно естественным, что, воспроизводя
определенные структуры и отношения, любая страна может добиться того же, что и лидеры мирового
капитализма. Вопрос о причинах удачи одних и неудачи других сводится к последовательности и
прилежанию. И в самом деле, совершенно непонятно, почему жители России, вводя у себя частную
собственность, не могут добиться тех же результатов, что и, например, жители Испании или Италии.
Эта общая логика объясняет и то, как советские преподаватели марксизма-ленинизма с легкостью
переквалифицировались в проповедников либерализма, не испытывая при этом не только моральных,
но и методологических трудностей.
Совершенно иначе выглядит картина, если взглянуть на нее с точки зрения миросистемного
анализа. Поскольку капиталистическая система иерархична, возможности новичков занять в ней
высокое место заведомо ограничены. Более того, успех одних чреват серьезными проблемами для
других, а резкий подъем новых лидеров, как и упадок старых, грозит для всей системы
дестабилизацией и потрясениями (не случайно утрата Великобританией роли мирового лидера
сопровождалась двумя мировыми войнами).
Точно так же отвергает школа миросистемного анализа и вульгарно-марксистскую
концепцию, согласно которой все страны последовательно проходят одни и те же фазы, только одни
позднее других. Индустриализация в царской России — не запоздалое повторение аналогичного
процесса, прошедшего за 80 лет до того в Англии, а страны Африки, строящие у себя заводы, не
повторяют развития СССР. Являясь частью миро системы, ни одна страна не развивается
изолированно. Чужие достижения повторить так же невозможно, как и прожить чужую жизнь. Даже
сходные процессы (индустриализация, пролетаризация трудящихся, урбанизация) имеют разный
2
смысл в зависимости от того, где и на каком этапе общемирового развития они происходят. Сегодня,
когда Россия, интегрируясь в мировую экономику, одновременно за неполные десять лет из
сверхдержавы превратилась в часть периферии мирового капитализма, можно не только вспомнить
подтвердившиеся предостережения сторонников миросистемного анализа, но и задуматься о том, как
строить свою дальнейшую жизнь и отстаивать свои интересы без помощи реакционных утопий
«национальной исключительности». Работы Валлерстайна, одного из наиболее авторитетных
представителей школы миросистемного анализа, имеют в такой ситуации не только чисто
теоретический интерес. Пророчества Валлерстайна относительно надвигающегося периода «хаоса» и
мирового кризиса дружно отвергались большинством экономистов еще в середине 90-х. К концу
десятилетия эти выводы уже никто серьезно не оспаривает, они стали почти общим местом западной
экономической литературы. В 1998 г. мировой экономический кризис стал реальностью. Начавшись в
Азии, он охватил Россию и Латинскую Америку, затем начал все более затрагивать Соединенные
Штаты и Западную Европу. Трагично, что на фоне мирового кризиса российская публицистика, будь
то либеральная или «патриотическая», по-прежнему продолжает искать специфические «русские»
корни кризиса (одни — в «непоследовательном» проведении реформ, другие — в национальном
предательстве). Между тем кризис, переживаемый нашей страной, — лишь часть мирового.

Духи молекула смотрите на p-shik.ru .




Идет обработка запроса ...
Загрузка начнется через
20 сек.
Скачать