Международно-правовые аспекты деятельности средств массовой информации

Информационный взрыв, характерный для ХХ века, поставил юристов перед проблемой разработки правовых норм, регулирующих использование средств массовой информации в трансграничном масштабе. Обилие нормативного материала и попытки юристов сформулировать специальные принципы, действующие в этой области отношений, свидетельствуют о формировании отрасли
международного права.

Необходимость международного сотрудничества в области распространения массовой информации вызывается рядом факторов: неизбежностью координации использования радиочастот для предотвращения взаимных радиопомех; целесообразностью влияния на формирование общественного мнения; коммерческими интересами производителей продукции массовой информации.

На международные информационные обмены распространяют свое действие все общие императивные принципы международного права. Они дополняются рядом специальных принципов: право государств на осуществление или санкционирование трансграничного радиовещания и телевизионного вещания; обязанность государств предотвращать или пресекать распространение идей, осужденных мировым сообществом; обязанность государств обеспечивать свободный доступ населения к источникам информации; право государств на противодействие распространению на своей территории идей, запрещенных международным сообществом и представляющих угрозу государственной безопасности, общественному порядку, здоровью и нравственности населения; право государств развивать свои информационные инфраструктуры для достижения своих политических, экономических и культурных целей; обязанность предотвращать и пресекать использование национальных средств массовой информации для враждебной другим государствам пропаганды и для вмешательства в их внутренние дела.

Источниками норм, касающихся содержания массовой информации, являются международно-правовые акты, такие как Декларация ООН о средствах массовой информации и правах человека, Декларация ЮНЕСКО «Об основных принципах, касающихся средств массовой информации в укреплении мира и международного взаимопонимания и в развитии прав человека», международные конвенции, резолюции Генеральной Ассамблеи ООН.

На универсальном уровне проблемы политики в области международных обменов массовой информацией обсуждаются в рамках учрежденного в 1978 году Комитета ООН по информации и специализированных комитетов ЮНЕСКО. Специалисты различных стран на регулярных научных форумах, проводимых по инициативе Международного союза электросвязи, предсказывают неизбежность радикальных изменений в области международно-правового регулирования электросвязи вследствие бурного развития информатики и предвидимого в обозримом будущем формирования единой мировой коммуникационной системы, которая соединит спутники связи, банки данных различных стран, теле- и радиовещание, телефонную и факсимильную связь. Формирование единого всемирного «информационного поля» потребует и адекватных международно-правовых решений.

Все это дает основания говорить о необходимости изучения проблемы взаимодействия средств массовой информации и международного права, их взаимовлияния друг на друга.

Таким образом, актуальность темы продиктована самой жизнью. Необходимость продолжения законотворчества в данной области, вопросы свободы СМИ и межгосударственного сотрудничества в этой области, тесно связаны с
ответственностью как за содержание информации, так и за способы ее распространения.

Особенно остро в последнее время встает вопрос о международной безопасности в информационной сфере, а потому становится актуальным как никогда исследование вопросов правового регулирования в международной информационной деятельности, вопросов обеспечения соблюдения законов, сотрудничества в борьбе с терроризмом (как на национальном уровне, так и на международном), современные тенденции обмена информацией в контексте международной безопасности и тенденции развития информационного законодательства, а также целесообразность дальнейшего сотрудничества в области международной информационной безопасности.

Все это дает основания говорить об актуальности изучения проблемы международного права в области средств массовой информации. Создателями российского закона о СМИ 1991 года были учтены общие принципы, выработанные мировым сообществом, опыт других стран в создании национальных законодательств в области средств массовой информации, основные требования,
предъявляемые как к журналистам и другим работникам СМИ, так и к государственным органам, общественным организациям.

Однако сегодня становится все более очевидной необходимость в уточнении национальных законодательств в связи с изменениями международной ситуации. Должны быть более четко определены взаимные права и обязанности государства, общественных организаций и СМИ, что делает теоретическую разработку проблемы особенно актуальной.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что комплексно рассмотрены законодательные и иные нормативные акты, регулирующие деятельность СМИ России в рамках международного сотрудничества в
области использования средств массовой информации.

Специально рассматриваются не только общие теоретические проблемы, но и вполне конкретные вопросы юридического обеспечения сотрудничества в области аудио-визуальных средств массовой информации, регулирования Интернета. В частности, особое внимание в работе уделено вопросам практического применения законов об аудио-визуальных СМИ и Интернете (который появился сравнительно недавно, но развивается очень динамично и в силу своего всепроникающего характера стремительно вытесняет традиционные средства массовой информации).

Подробно анализируются вопросы информационной безопасности, и, в первую очередь, угрозы информационного терроризма и информационных войн.

Используются последние документы не только международного права, касающиеся регулирования деятельности в сфере средств массовой информации, но и документы Российской Федерации. В частности – Доктрина информационной безопасности РФ, которая является составной частью Концепции национальной безопасности Российской Федерации применительно к информационной сфере.

Определены реальные угрозы в информационной сфере и основные тенденции развития информационного законодательства.

В результате стало возможным предложить ряд конкретных рекомендаций для дальнейшего законотворчества в этой сфере и обеспечения информационной безопасности на национальном и международном уровне. Объектом данного исследования является анализ международного сотрудничества (как двустороннего, так и многостороннего) в области СМИ.

Предметом исследования является влияние международно-правовых норм и принципов международного права на социальную роль средств массовой информации.

Рассматриваются современные тенденции регулирования международного обмена информацией и участие международных организаций в этом процессе.

Отдельная глава посвящена рассмотрению современных тенденций обмена информацией в контексте международной безопасности. Это особенно актуально
в связи с изменениями расстановки сил на международной арене.

Цель исследования – выявление основных тенденций развития информационного законодательства, определение целей и задач разработки режима международной информационной безопасности в связи с вновь возникающими угрозами в сфере международного обмена информацией.

Основной задачей диссертационного исследования является изучение правовых основ сотрудничества в международной информационной деятельности, а также современных тенденций в области обмена информацией. Вопросы международно-правового сотрудничества СМИ рассматриваются в контексте международной безопасности, что сейчас является весьма своевременным и актуальным. Особое внимание уделяется правовому обеспечению международного обмена информацией, правам человека, а также институту ответственности в
международной правовой деятельности в целом.

Проведенное исследование позволяет сформулировать и вынести на защиту следующие положения:
- выявление общих тенденций развития норм международного права в области средств массовой информации (в том числе – правовое регулирование аудиовизуальных СМИ и Интернета);
- анализ национальных законодательств и международного права в области средств массовой информации;
- изучение основных положений института ответственности в международной информационной деятельности (особенно в области международно-правового регулирования обмена информацией и прав человека);
- анализ участия международных организаций в регулировании международного обмена информации (ООН, ЮНЕСКО, Международный союз электросвязи);
- определение критериев ограничения свободы слова в международном праве;
- рассмотрение вопросов информационной безопасности для определения тенденций дальнейшего развития информационного законодательства;
- определение целей и задач разработки режима международной информационной безопасности;
- анализ теоретических и практических результатов кодификации и развития норм международного права в области сотрудничества в сфере средств массовой информации;
- обоснование целесообразности сотрудничества в области обмена информацией в контексте международной безопасности;
- внесение конкретных предложений по обеспечению соблюдения законов и сотрудничества в борьбе с терроризмом в этой области (как на национальном уровне, так и на международном).

Теоретическую и методологическую основу исследования составляет комплекс таких методов познания, как диалектический, системный, формальноюридический, сравнительно-правовой, исторический и логический. Эти методы системного анализа, как правило, используются отечественными и зарубежными специалистами в области международного права, политологии, социологии и других общественно-политических дисциплин. В целом такая методология исследования обусловлена особенностями предмета диссертационного исследования.

В данном диссертационном исследовании представлены некоторые аспекты роли международного права в регулировании вопросов массовой информации и сотрудничества в этой сфере как на национальном, так и на международном уровнях. Но исследование современных тенденций развития международного права и выработка новых норм и принципов невозможно без изучения уже полученных и апробированных. А потому автор рассматривает уже имеющиеся нормативноправовые документы, регулирующие деятельность средств массовой информации на протяжении нескольких десятилетий: с момента появления широковещательной техники, поставившей вопрос о регулировании потока информации и создания международных организаций – ООН, ЮНЕСКО и Международного союза электросвязи, которые занимаются непосредственно проблемами международного обмена информацией, и до настоящего времени.

При написании данного исследования были использованы работы российских
юристов, таких как: Ю.М. Батурина, И.Л. Бачило, А.Г. Бобикова., Ю.П. Буданцева., Г.Н. Вачнадзе., Н.В. Витрука, А.Б. Воинова, О.А Ворониной, А.Г. Днепровского, Е.В. Ермишиной., Ю.Б. Кашлева., Ю.М. Колосова., М.П. Кудрявцева., К.Н.

Лобанова, И.И. Лукашука., С.А. Малинина, Г.И. Морозова, В.Б. Наумова., В.В.

Пустогарова, Ю.В. Трошкина, Г.И. Тункина, М.А. Федотова, Б.А. Цепова,
С.О.Шевцовой, М.Л. Энтина и др. 10
Также изучены работы представителей западной доктрины международного
права – Э. Бредли, Ю. Вильке, Г.-П. Гассера, М. Дженис, Э. Дэннис, Дж. Кин, А.

Моду, Дж. Мэррил, П. Ноак, В.-С. Перес, К. Свинарски, М. Тэкс, Д. Уэделл, Д.

Фишер и др.

Практическая значимость результатов исследования определяется актуальностью проблем совершенствования российского национального законодательства и международного публичного права в целом в области СМИ.

Законодательство в этой области права развивается стремительно. Особое значение приобретает регулярный доступ к новейшим нормативным документам. Автор диссертационного исследования по роду своей деятельности имеет доступ к новейшим материалам различных информационных агентств и интернет-сайтов, документам последних законодательных инициатив и нововведений в данной сфере, благодаря чему основные положения исследования были апробированы на практике.

Теоретические выводы, связанные с диссертационным исследованием, конкретные практические рекомендации по внесению изменений и дополнений в действующее российское законодательство с целью более эффективной реализации норм международного права в области формирования и развития концепции информационной безопасности могут быть использованы законодательными и правоохранительными органами Российской Федерации. Они могут лечь в основу специальных кодексов этики и профессиональных требований к журналистам и другим работникам СМИ, а также использованы сотрудниками Министерства иностранных дел РФ, участвующими в разработке международных договоров Российской Федерации.

Прикладной характер работы заключается в том, что автор предлагает конкретные меры, которые позволили бы выработать и проводить эффективную политику для адекватного реагирования и предотвращения международного терроризма в области международного обмена информацией и сотрудничества.

Основные положения работы и выводы могут быть также использованы при разработке общих и специальных курсов по международному праву дляюристов, а также на факультетах журналистики. Кроме того, они могут быть отражены в уставах редакций средств массовой информации, зарегистрированных как на территории РФ, так и за ее пределами.

Апробация результатов диссертационного исследования. Диссертационная работа выполнена на кафедре международного права Дипломатической академии МИД РФ.

Основные теоретические выводы и положения диссертации получили апробацию в форме:
- публикаций статей в сборнике «Мир на пороге XXI века» (материалы научнопрактических конференций молодых ученых);
- обсуждений на кафедре международного права Дипломатической академии МИД РФ;
- практического применения результатов диссертационного исследования в качестве специального корреспондента «Российской газеты»;
- выступлений на вузовских и межвузовских научно-практических конференциях (1998 г., 2000 г.).

Практические результаты работы: В настоящее время автор активно применяет результаты проведенного исследования в своей трудовой деятельности в качестве корреспондента одного из ведущих изданий РФ «Российской газеты» – издания Правительства Российской Федерации, официального публикатора указов Президента РФ, законов и подзаконных актов Российской Федерации.

Структура диссертационной работы, ее содержание подчинены целям и задачам исследования, которые и определили логику изложения. Работа состоит из введения, 4 глав, заключения, списка источников и литературы, использованных автором.

Основное содержание работы
Во введении обосновывается необходимость изучения проблем правового
сотрудничества в сфере средств массовой информации и выработки международно-правовых актов в связи с актуальностью темы, определены: основная тема диссертационного исследования, предмет и цель, научная новизна, а также
практическая значимость работы. Кроме того, здесь указаны результаты апробации исследования, что составляли теоретическую и практическую основу
исследования.

Глава I. Международное сотрудничество в области использования средств массовой информации.



Здесь рассматриваются правовые основания информационного общества, анализируется социальная роль СМИ, основные документы, регулирующие деятельность средств массовой информации. Главным предметом исследования
в этой главе являются двусторонние и многосторонние договоры в области использования средств массовой информации.

Согласно ст. 19 Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., каждый человек имеет право на свободу убеждений и свободное выражение их. Это право включает право на свободу искать, получать и распространять информацию любыми средствами независимо от государственных границ. При рассмотрении вопросов информирования о социально значимых событиях и пропаганды тех или иных взглядов неизбежно возникает проблема схожести и различия информации и пропаганды.

Существует множество концепций о роли средств массовой информации в современных международных отношениях, но ни в одном международноправовом документе точно не определены различия между собственно информацией и пропагандой, нет и четких критериев ответственности за пропаганду идей, осужденных мировым сообществом.

Вероятно следует более детально разработать механизмы осуждения и ответственности в международном праве. По мнению многих исследователей в
вопросе установления института ответственности за международную информационную деятельность следует рассматривать идеологическую насыщенность сообщений и установить ответственность за ущерб, который может быть нанесен заведомо ложной информацией или вследствие недобросовестности работников СМИ.

На сегодняшний день недостатком конвенции о международном праве опровержения является то, что она не налагает на государства юридически выраженной обязанности опубликовать или иным образом выразить опровержение. Фактически не действует механизм опровержения и в рамках ООН. А потому представляется необходимым разработать более конкретные меры для реализации этого права.

Кроме того, сегодня можно говорить не о международно-правовой ответственности, а скорее об этическом принципе, согласно которому СМИ несут скорее моральную ответственность перед аудиторией, чем юридическую. А потому следует разработать основные принципы и механизмы правовой ответственности (вплоть до уголовной) работников СМИ за распространение ложной и заведомо неверной информации.

Всеобщая Декларация прав человека 1948 года является резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН и носит рекомендательный характер, в отличие от Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года.

Следовательно при определении права человека на свободу информации необходимо ориентироваться на положения ст. 19 и 20 Международного пакта
о гражданских и политических правах человека.

Показательно, что пакты не были ратифицированы рядом стран, а другие сделали оговорки относительно ст. 19 и 20 о праве на информацию. Однако ссылки на внутренние законодательства, обеспечивающие «безграничную» свободу информации не всегда оправданны. Все государства в той или иной степени регулируют порядок распространения и содержания информации, передаваемой на их территории, однако задача международного права и состоит в выработке общих правил и унификации действующих законодательств.

Рассмотрение сотрудничества в области радио и телевидения позволяет утверждать, что оно очень скупо оформлено в правовом отношении на уровне международного публичного права, а потому всем государствам следует
должным образом привести свои национальные законодательства в соответствие с нормами и принципами международного права для создания условий дальнейшего сотрудничества в этой сфере.

Глава II. Некоторые аспекты роли международного права в регулировании вопросов массовой информации.



Здесь рассматриваются вопросы права на информацию как одного из важнейших прав человека, закрепленных в самых первых международноправовых актах. Здесь же исследуются вопросы юридического обоснования и закрепления института ответственности в международной информационной деятельности, международно-правового регулирования обмена информацией и прав человека, законы о связи, а также правовые основы сотрудничества в области аудио-визуальных средств информации и Интернета. Анализируются законодательные и иные нормативные акты, регулирующие деятельность СМИ в России и участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО и Международного союза электросвязи) в регулировании международного обмена информацией.

На сегодняшний день ответственность за международную информационную деятельность обычно не сопряжена с применением санкций к государству-нарушителю. Это носит преимущественно рекомендательный характер, выступает в качестве политического требования выполнять определенные международные обязательства-требования, не связанные с ликвидацией причиненного вреда при нарушении норм международного права. А потому необходимо разработать способы регулирования международного потока информации, что становится особенно актуальным в связи с быстро развивающимися СМИ, и особенно Интернета, а также с появлением новых угроз в
сфере информации в контексте информационной безопасности.

В соответствии с этими нормами должно быть четкое разграничение прав и обязанностей государств, с территории которых распространяется та или иная информация, отдельных СМИ, осуществляющих передачу этой информации и права других государств защищать интересы своих граждан.

По форме ответственность государства за передачу противоправной, неверной или искаженной информации может предполагать прекращение таких передач, признание их международной противоправности, официальное извинение перед потерпевшим государством, наказание лиц, виновных в такой передаче, обнародование опровержения этой информации.

Конвенцию о международном праве опровержения подписали очень немногие государства, и на практике механизм передачи опровержения не действует. А потому представляется необходимым разработать более конкретные меры для реализации этого права.

Принцип сочетания свободы и ответственности в Декларации об основных принципах вклада СМИ в укрепление мира и международного взаимопонимания 1978 года знаменует собой поворот в международной трактовке свободы информации от абстрактной категории к пониманию свободы как категории, прямо связанной с выполнением определенных обязанностей. А потому представляется необходимым закрепить принцип ответственности СМИ перед обществом и мировым сообществом документально.

Международное право отводит государству роль гаранта прав человека на информацию, которые регулируются непосредственно международноправовыми нормами. Существование международно-правовой нормы выводит область защиты прав человека из исключительной компетенции государства.

Развитие российского информационного права не может идти в отрыве от международно-правовых стандартов. При этом российский законодательный процесс применительно к СМИ испытывает прямое воздействие как международно-правовых документов относительно основных прав и свобод человека и гражданина, так и итогового документа Венской встречи СБСЕ 1986 г., рекомендаций лондонского Информационного форума 1989 г. и Окинавской хартии глобального информационного общества (2000 г.).

Отсюда вытекает потребность в правовом регулировании взаимодействия российских информационных технологий с зарубежными.

Интернет существует не в правовом вакууме: авторы, поставщики содержания и сетевых услуг, сетевые операторы, провайдеры и пользователи – все они являются субъектами соответствующих законов в разных странах.

Уникальная черта Интернета состоит в том, что он функционирует одновременно как средство публикаций и коммуникации, хотя и радикально отличается от массового вещания и традиционных телекоммуникационных услуг. Этим объясняется своеобразие его регулирования.

Поскольку российское информационное пространство является составной частью мирового, то необходимы международные договоренности относительно дальнейшего распространения глобальных компьютерных сетей, которые сводятся к трем требованиям: 18
1. Пользователи должны быть уверены, что конфиденциальная коммерческая информация, так же как и системы оплаты, являются защищенными и безопасными.

2. Должна быть гарантия достоверности электронных документов и данных, уверенность в том, что их можно использовать в качестве юридических доказательств.

3. Пользователи должны быть уверены, что смогут осуществлять контроль за содержанием, к которому имеют доступ их дети.

Осмысление социального значения Интернета должно базироваться на следующих факторах:
а) глобальное окружение, в котором национальные границы и географические расстояния не имеют значения, требует новых форм международного сотрудничества (глобализация);
б) размывание границ между телекоммуникационными компаниями, аудиовизуальным, компьютерным, издательским секторами означает, что необходим новый подход, поскольку содержание становится независимым от средств его передачи, а контроль за содержанием и ответственность за его использование переходит от государства к индивиду (конвергенция);
в) децентрализованная сеть сетей, которой владеют все и никто, означает, что любые правила и принципы его функционирования должны быть самоустанавливащимися и основанными на взаимном признании (природа Интернета).

Глава III. Право на информацию.



Рассматриваются основные информационные права и свободы, основания их ограничения, критерии ограничений свободы слова в международном праве.

Особое внимание уделяется законодательному регулированию права на информацию.

Основания для выработки критериев ограничения свободы слова зафиксированы в п. 2 ст. 10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных
свобод (1950 г.) и п. 3 ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 г.).

Конституция Российской Федерации (п. 3 ст. 17 и п. 3 ст. 55) к основаниям для ограничения информационных прав и свобод гражданина относит: защиту основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, а также обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Реализация основных прав и свобод граждан в информационной сфере относится к числу национальных интересов всех государств, в том числе и России.

Она основывается на принципах свободы информации и запретительном принципе права (все, что не запрещено законом, разрешено). Этот принцип закреплен в основных международных правовых документах, Конституции Российской Федерации и ряде других законов.

Основным объектом правоотношений здесь выступает право на информацию, а субъектами являются любые физические и юридические лица. Это право
включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.

Любые ограничения в области прав человека должны быть оправданными и соразмерными той цели, которая преследуется этими ограничениями. В свою очередь цель определяется в соответствии с положениями, закрепленными в международных соглашениях, Конституции РФ.

При этом, должна учитываться как цель, которая преследуется ограничением, так и цель существования и реализации права, которое ограничивается.

Если свобода слова ограничивается в целях защиты нравственности населения, то помимо определения цели ограничения, ценностного содержания охраняемого интереса (нравственности), должна учитываться и цель существования свободы слова, ее ценностный критерий.

Глава IV. Современные тенденции обмена информацией в контексте международной безопасности.

Основное внимание в этой главе посвящено изучению проблем информационной безопасности.

Одна из характерных тенденций современного этапа мирового научнотехнического прогресса связана со стремительным развитием и повсеместным
внедрением новейших информационных технологий и глобальных средств телекоммуникации. Вместе с тем становится очевидным, что наряду с положительными моментами такого процесса создается и реальная угроза использования достижений в информационной сфере в целях, не совместимых с задачами
поддержания мировой стабильности, безопасности, глобального и регионального баланса сил. Формируется принципиально новая сфера противоборства на
международной арене. Кибертерроризм становится сегодня предметом анализа и проектирования. При этом затрагивается как сфера национальной безопасности отдельных государств, так и общая система международной коллективной
безопасности на региональных и глобальном уровнях. Таким образом, универсальность, обезличенность, возможность широкого трансграничного применения, экономичность и общая эффективность делают информационное оружие чрезвычайно опасным средством воздействия.

Пока разработка и применение такого оружия регулируются нормами современного права недостаточно. Между тем, потенциальную опасность использования преступниками информационных технологий следует рассматривать как проблему, представляющую интерес для всех государств. К числу первоочередных задач, стоящих перед государствами в рамках международного сотрудничества в области обмена информацией следует отнести: недопущение использования новейших информационных технологий для распространения социально вредных идей и призывов: расизма, шовинизма, радикального национализма и т. п.; правовая защита национальной культуры и языка; нахождение
социально приемлемого баланса между свободой слова и неотъемлемым правом государства обеспечивать независимую политику; защита от диффамации посредством СМИ и Интернета.

Содержание понятия «информационная безопасность» обычно понимается как набор частных аппаратных и программных средств для обеспечения защиты информации, для обеспечения сохранности, доступности и конфиденциальности данных в компьютерных сетях, для защиты информации от негативного (преднамеренного или случайного) неавторизованного доступа, разрушения, модификации и раскрытия. В данной работе под информационной безопасностью предлагается понимать (без детализации конкретных технологий) в целом «состояние защищенности национальных интересов страны, жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере от внутренних и внешних угроз». Это соответствует логике Закона «О безопасности» и содержанию Концепции национальной безопасности РФ.

В соответствии с основными целями и задачами разработки режима международной информационной безопасности автор исследования предлагает модель действий и ряд мер, реализация которых в комплексе позволила бы разработать международные принципы (режим, кодекс поведения государств и т.п.), направленные на укрепление международной информационной безопасности с учетом угроз военного, террористического или криминального характера.

Заключение содержит выводы и итоги анализа законодательства в области сотрудничества государств в сфере международной информационной деятельности.

Российское информационное право не может быть оторвано от международного права. Российский законодательный процесс испытывает прямое воздействие международно-правовых документов. Правовое регулирование вопросов
информации и коммуникации, следовательно, также должно носить широкомасштабный и глобальный характер.

В работе предлагаются конкретные практические рекомендации по дальнейшей разработке действующего законодательства РФ о СМИ, а также по созданию механизмов его соблюдения и согласования с нормами международного
права.

Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах автора:

1. Ермичева Е.В. Средства массовой информации и международное право.

//Материалы 2-й научно-практической конференции молодых ученых Дипломатической академии МИД РФ. М.: Научная книга, 1999 г. (0,3 п. л.).

2. Ермичева Е.В. Правовые основы сотрудничества в области аудиовизуальных средств массовой информации. //Материалы 3-й научнопрактической конференции молодых ученых Дипломатической академии МИД
РФ. М.: Научная книга, 2001 г. (0,4п. л.).





Идет обработка запроса ...
Загрузка начнется через
20 сек.
Скачать