Вовлечение другого очерки политической теории

Скачать:
  • v_poiskah_drygogo.pdf

Труды Ю. Хабермаса известны нашей философской общественности особенно благодаря инициативе Санкт-Петербургского отделения издательства «Наука», выпустившего в1999 г. книгу «Моральное сознание и коммуникативное действие» (1983).Прежде всего возникает вопрос,почему она вышла на передний план философскихдискуссий и явно вытеснила классический вопрос о субъектеи объекте? 

Следует отметить, что ее выдвижение не является чем-то совершенно неожиданным, похожим на изменение вмоде. Проблема признания другого обсуждалась в «Феноменологиидуха» Гегеля, а при внимательном прочтении и уКанта можно найти размышления о чужом разуме. Такжеследует указать на деструкцию субъектно-объектного различияв фундаментальной онтологии М. Хайдеггера. Проблемадругого была поставлена и Гуссерлем в аспекте интерса объективности. Герменевтика также стремилась отыскатьболее пластичные понятия для описания отношенийвзаимного признания автономных индивидов, каждый из которыхимеет самостоятельные мнения и нравственную позицию.Осознание представителями социальной антропологиисвоеобразия культурного опыта так называемых примитивныхнародов, понимание его как по-своему эффективнойформы жизни оказало глубокое влияние не только на философов,но и писателей, художников, которые пришли кубеждению о необходимости включения его в европейскую культуру. Своеобразие современных дискуссий о признанииДругого во многом определяется сближением философскихи социально-антропологических, социально-культурных иполитических проблем, суть которых состоит в постепенномосознании нередуцируемости различных форм рациональности,нравственности, этничности, культурности к универсальномубазису, позволяющем оценивать их как более илименее развитые модусы единой субстанции. Однако по мереразработки и апробации различных программ от трансцендентальнойфилософии и герменевтики до этики дискурсаи модели «открытого общества» проблема признания нетолько не решалась, а наоборот, все сильнее обострялась.