Анти-Эдип. Капитализм и шизофрения, часть 1

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие к американскому изданию «Анти-Эдипа» (М. Фуко)
Глава I. ЖЕЛАЮЩИЕ МАШИНЫ
1. ЖЕЛАЮЩЕЕ ПРОИЗВОДСТВО
Прогулка шизика. — Природа и промышленность. — Процесс. — Желающая машина, частичные объекты и потоки: и... и... — Первый синтез: коннективный синтез или производство производства. — Производство тела без органов.
2. ТЕЛО БЕЗ ОРГАНОВ
Антипроизводство. — Отталкивание и параноическая машина. — Желающее производство и общественное производство: как антипроизводство присваивает производительные силы. — Присвоение или притяжение и преображающая машина. — Второй синтез: дизъюнктивный синтез или производство регистрации. — То ли... "то ли... — Шизофреническая генеалогия.
3. СУБЪЕКТ И НАСЛАЖДЕНИЕ
Безбрачная машина. — Третий синтез: конъюнктивный синтез или производство потребления. — Итак, это... — Имена – Материя, яйцо и интенсивности: я чувствую, истории.
4. МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ПСИХИАТРИЯ
Бессознательное и категория производства. — Театр или завод? — Процесс как процесс производства. — Идеалистическая концепция желания как нехватки (фантазм). — Реальное и желающее производство. — Реальность фан-тазма группы. — Различия по режиму между желающим производством и общественным производством. — Со-циус и тело без органов. — Капитализм и шизофрения как предел (противоречивая тенденция). — Невроз, психоз и извращение.
5.МАШИНЫ
Желающие машины являются машинами вне зависимости от метафор. — Первый модус среза: потоки и выборка. — Второй модус среза: цепочка и код — и отделение. — Третий модус: субъект и остаток.
6.ЧАСТИ И ЦЕЛОЕ ,
Статус множественностей. — Частичные объекты. — Критика Эдипа, эдипова мистификация. — Уже ребенок... — Сиротское бессознательное. — Что не так в психоанализе?
Глава П. ПСИХОАНАЛИЗ И ФАМИЛИАЛИЗМ: СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО
1.ИМПЕРИАЛИЗМ ЭДИПА
Его модусы. — Эдипов поворот в психоанализе, — Желающее производство и представление. — Забвение желающих машин.
2.ТРИ ТЕКСТА ФРЕЙДА
Эдипизация. — Разрушение бреда судьи Шребера. — В чем психоанализ остается благочестивым? — Идеология нехватки: кастрация. — Любой фантазм является групповым. — Либидо как поток. — Восстание потоков.
3.КОННЕКТИШЫЙ СИНТЕЗ ПРОИЗВОДСТВА
Два его использования, целостное и специфичное, частичное и неспецифичное. — Семья и пара, происхождение и союз: триангуляция. — Причина триангуляции. — Первый паралогизм психоанализа: экстраполяция. — Трансцендентное использование и имманентное использование.
4.ДИЗЪЮНКТИВНЫЙ СИНТЕЗ РЕГИСТРАЦИИ
Два его использования, исключающее и ограничивающее, включающее и неограничивающее. — Включающие дизъюнкции: генеалогия. — Исключающие дифференциации и недифференцированное. — Второй паралогизм психоанализа: эдипов double bind. — Эдип выигрывает во что бы то ни стало. — Проходит ли граница между символическим и воображаемым?
5.КОНЪЮНКТИВНЫЙ СИНТЕЗ ПОТРЕБЛЕНИЯ
Два его использования, сегрегационное и дву-однозначное, кочевое и многозначное. — Тело без органов и интенсивности. — Путешествия, переходы: становления. — Любой бред является общественным, историческим, политическим. — Расы. — Что значит отождествление. — Как психоанализ подавляет общественно-политическое содержание, — Нераскаявшийся фамилиализм. — Семья и общественное поле. — Желающее производство и инвестирование общественного поля. — С самого детства. — Третий паралогизм психоанализа: Эдип как дву-однозначное «приложение». — Стыд психоанализа перед историей. — Желание и инфраструктура. — Сегрегация и кочевничество.
6.ПОВТОРЕНИЕ ТРЕХ СИНТЕЗОВ
Сборник анекдотов Эдипа. — Эдип и «вера». — Смысл — это использование. — Имманентные критерии желающего производства. — Желание не знает закон, нехватку и означающее. — «Родились ли Вы Гамлетом?»
7.ПОДАВЛЕНИЕ И ВЫТЕСНЕНИЕ
Закон. — Четвертый паралогизм психоанализа: смещение или искажение вытесненного. — Желание революционно. — Делегированный агент вытеснения. — Не психоанализ изобретает Эдипа.
8.НЕВРОЗ И ПСИХОЗ
Реальность. — Обращенное отношение. — «Неразрешимый» Эдип: резонанс. — Что означает актуальный фактор. — Пятый паралогизм психоанализа: последействие. — Актуальность желающего производства.
9. ПРОЦЕСС
Отправление. — Художник Тернер. — Вторжения процесса: невроз, психоз и извращение. — Движение детерри-торизации и территориальности.
Глава Ш. ДИКАРИ, ВАРВАРЫ, ЦИВИЛИЗОВАННЫЕ ...
1.СОЦИУС-СКРИПТОР
Регистрация. — В каком смысле капитализм универсален. — Общественная машина. — Проблема социуса, кодирование потоков. — Не обменивать, а отмечать и отмечаться. — Инвестирование и дезинвестирование органов, — Жестокость: сделать память для человека.
2. ПЕРВОБЫТНАЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ МАШИНАПолное тело земли. — Происхождение и союз: их несводимость друг к другу. — Извращенец деревни и локальные группы. — Запас происхождения и долговые пакеты союза. — Функциональное неравновесие: прибавочная стоимость кода. — Это работает лишь в поломках. — Сегментарная машина. — Великий страх перед раскодированными потоками. — Смерть, которая поднимается изнутри, но приходит извне.
3.ПРОБЛЕМА ЭДИПА
Инцест. — Включающие дизъюнкции на полном теле земли. — Интенсивности в развернутом виде: знак. — В каком смысле инцест невозможен. — Предел. — Условия кодирования. — Глубинные элементы представления: вытесненный представитель, вытесняющее представление, смещенное представляемое.
4.ПСИХОАНАЛИЗ И ЭТНОЛОГИЯ
Продолжение проблемы Эдипа. — Процесс лечения в Африке. — Условия Эдипа и колонизация. — Эдип и этноцид. — Они не ведают, что творят, те, что эдипизи-руют. — На что действует вытеснение? — Культуралис-ты и универсалисты: их общие постулаты. — В каком смысле Эдип универсален: пять значений предела, в том числе и значение Эдипа. — Использование, или функционализм, и этнология. — Желающие машины ничего не хотят сказать. — Молярное и молекулярное.
5.ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Поверхностные элементы. — Долг и обмен. — Пять постулатов эшанжистской концепции. — Голос, графизм и глаз: театр жестокости. — Ницше. — Смерть территориальной системы.
6.ВАРВАРСКАЯ ДЕСПОТИЧЕСКАЯ МАШИНА
Полное тело деспота. — Новый союз и прямое происхождение. — Параноик. — Азиатское производство. — Кирпичики. — Мистификации государства. — Деспотическая детерриторизация и бесконечный долг. — Перекодирование потоков.
7.ВАРВАРСКОЕ ИЛИ ИМПЕРСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Его элементы. — Инцест и перекодирование. — Глубинные элементы и миграция Эдипа: инцест становится возможным. — Поверхностные элементы, новое отношение голоса и графизма. — Трансцендентный объект высот. — Означающее как детерриторизованный знак. — Террор, закон. — Форма бесконечного долга: латентный период, месть, рессентимент. — Это еще не Эдип...
8.URSTAAT
Одно-единственное государство? — Государство как категория. — Начало и происхождение. — Эволюция государства: становление-конкретным и становление-имманентным.
9.ЦИВИЛИЗОВАННАЯ" КАПИТАЛИСТИЧЕСКАЯ МАШИНА
Полное тело капитала-денег. — Раскодирование и конъюнкция раскодированных потоков. — Цинизм. — Капитал происхождения и капитал союза. — Трансформация прибавочной стоимости кода в прибавочную стоимость потоков. — Две формы денег, две записи, —Тенденция к понижению. — Капитализм и детерриторизация. — Прибавочная стоимость, произведенная человеком, и прибавочная стоимость, произведенная машинами. — Антипроизводство. — Различные аспекты капиталистической имманентности. — Потоки.
10. КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Его элементы. — Фигуры или потоки-шизы. — Два смысла потоков-шиз: капитализм и шизофрения. — Различие между кодом и аксиоматикой. — Капиталистическое государство, его отношение к Urstaat. — Класс. — Биполярность класса. — Желание и интерес. — Капиталистические детерриторизация и ретер-риторизация: их отношение — и закон тенденции к понижению. — Два полюса аксиоматики: деспотическое означающее и шизофреническая фигура, паранойя и шизофрения. — Повторение трех больших общественных машин: территориальная машина, деспотическая и капиталистическая (кодирование, перекодирование, раскодирование).
11. НАКОНЕЦ ЭДИП
Приложение. — Общественное воспроизводство и человеческое воспроизводство. — Два порядка образов. — Эдип и пределы. — Эдип и повторение трех состояний. — Деспотический символ и капиталистические образы. — Нечистая совесть. — Адам Смит и Фрейд.
Глава IV. ВВЕДЕНИЕ В ШИЗОАНАЛИЗ
1. ОБЩЕСТВЕННОЕ ПОЛЕ
Отец и сын. — Эдип, идея отца. — Бессознательное как цикл. — Примат общественного инвестирования: два его полюса, паранойя и шизофрения. — Молярное и молекулярное.
2. МОЛЕКУЛЯРНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
Желание и машина. — По ту сторону витализма и механицизма. — Два состояния машины. — Молекулярный функционализм. — Синтезы. — Либидо, большие системы и микро-множественности. — Гигантизм и нанизм желания. — Нечеловеческий пол: не один и не два, а n полов.
3. ПСИХОАНАЛИЗ И КАПИТАЛИЗМ
Представление. — Представление и производство. — Против мифа и трагедии. — Двойственная позиция психоанализа по отношению к мифу и трагедии. — В каком смысле психоанализ разбивает представление, в каком смысле он его восстанавливает. — Требования капитализма. — Мифическое, трагическое и психоаналитическое представление. — Театр. — Субъективное представление и структурное представление. — Структурализм, фами-лиализм и культ нехватки. — Деструктивная задача шизоанализа, очищение бессознательного: недоброжелательная деятельность. — Детерриторизация и ретерритори-зация: их отношение — и сновидение. — Машинные признаки. — Политизация: общественное отчуждение и душевное. — Искусственность и процесс, старые и новые земли.
4. ПЕРВАЯ ПОЗИТИВНАЯ ЗАДАЧА ШИЗОАНАЛИЗА
Желающее производство и его машины. — Статус частичных объектов. — Пассивные синтезы. — Статус тела без органов. — Означающая цепочка и коды. — Тело без органов, смерть и желание. — Шизофренизировать смерть. — Странный культ смерти в психоанализе: псевдоинстинкт. — Проблема родства молярного и молекулярного. — Механическая задача шизоанализа.
5. ВТОРАЯ ПОЗИТИВНАЯ ЗАДАЧА
Общественное производство и его машины. — Теория двух полюсов. — Первый тезис: любое инвестирование молярно и общественно. — Стадность, отбор и форма стадности. — Второй тезис: различить в общественных I инвестированиях предсознательное инвестирование класса или интереса и бессознательное либидииальное инвестирование желания или группы. — Две группы. — Роль сексуальности, «сексуальная революция». — Третий тезис: либидинальное инвестирование общественного поля первично по отношению к семейным инвестированиям. — Теория «служанок» у Фрейда, Эдип и универсальный фамилиализм. — Нищета психоанализа: 4, 3, 2, 1, 0. — Даже антипсихиатрия... — Чем болен шизофреник? — Четвертый тезис: два полюса общественного ли-бидинального инвестирования. — Искусство и наука. — Задача шизоанализа по отношению к революционным движениям.



Приложение. БАЛАНС-ПРОГРАММА ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ МАШИН
АНТИПОСЛЕСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА. Критика не в фокусе (Д. Кралечкин)
ПОСЛЕСЛОВИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА. Пересечения двойных потоков Делёза — Гваттари (В. Кузнецов)





ПРЕДИСЛОВИЕ К АМЕРИКАНСКОМУ ИЗДАНИЮ «АНТИ-ЭДИПА»

В период 1945—1965 годов (я имею в виду Европу) существовал определенный тип правильного мышления, определенный стиль политического дискурса, определенная этика интеллектуала. Нужно было быть накоротке с Марксом, в своих мечтаниях не слишком отдаляться от Фрейда и обращаться со знаковыми системами — то есть с означающим — со всем причитающимся им почтением. Таковы были те три условия, которые делали приемлемым странное занятие, каковым является высказывание или запись частицы истины о себе и о своей эпохе.
Затем прошло пять быстротечных, страстных лет, пять лет ликования и загадок. Перед вратами нашего
* Предисловие Мишеля Фуко к американскому переводу книги Жиля Делёза и Феликса Гваттари «Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения» (Deleuze Gilles, Guattari Felix. Anti-CEdipus: Capitalism and Schizophrenia. New York: Viking Press, 1977). Французский перевод опубликован: Michel Foucault. Dits et Ecrits II, 1976—1988. Paris: Gallimard, 2001 (lere Edition 1994). P. 133—136.— Здесь и далее звездочкой обозначены примечания переводника.

мира встал Вьетнам, и, очевидно, законным властям был нанесен первый серьезный удар. Но что все-таки происходило внутри наших стен? Была ли это смесь революционной и антирепрессивной политики? Война на два фронта — против общественной эксплуатации и против психического подавления? Скачок либидо, перестроенного классовым конфликтом? Возможно. Как бы там ни было, события тех лет намеревались объяснять именно при помощи этой всем знакомой дуалистской интерпретации. Мечта, которая в промежутке между Первой мировой войной и пришествием фашизма удерживала во власти своих заклятий наиболее склонные к утопизму страны Европы — Германию Вильгельма Райха и Францию сюрреалистов, — вернулась, чтобы поджечь саму реальность: Маркс и Фрейд разгорелись от одного и того же огня.
Но так ли все было? Было ли это просто повторение утопического проекта тридцатых — пусть теперь и в масштабе исторической практики? Или же, напротив, это было движение к политической борьбе, которая уже не подчиняется образцу, предписанному марксистской традицией? К опыту или технологии желания, которые больше не были фрейдистскими? Конечно, в воздухе трясли старыми штандартами, но бой сменил свою дислокацию, перешел на новые территории.
«Анти-Эдип» показывает, во-первых, протяженность этой скрытой территории. Но это не всё. Он не тратит время на высмеивание старых божков, хотя он постоянно забавляется с Фрейдом. Что главное, он побуждает нас пойти дальше.Ошибкой было бы читать «Анти-Эдипа» в качестве изложения новой теории (вы, конечно, знакомы с подобной пресловутой теорией, пришествие которой так часто возвещалось, — с теорией, которая покроет всё, которая,.наконец, всё объяснит и всех успокоит, с теорией, которая, как нас уверяют, «так нам нужна» для нашей эпохи фрагментации и специализации, когда не хватает «надежды»). Не нужно искать «философию» в этом необыкновенном изобилии новых понятий и удивительных концептов: «Анти-Эдип» — это не подделка под Гегеля. Я думаю, что лучший способ прочесть «Анти-Эдипа» — это подойти к нему как к «искусству»: в том смысле, в каком говорят, например, об эротическом искусстве. Опираясь на внешне абстрактные понятия множественности, потоков, аппаратов и подключений, анализ отношения желания к реальности и к капиталистической «машине» дает ответы на конкретные вопросы. Вопросы, которые относятся не столько к причине вещей — «почему», — сколько к тому, «как» они происходят. Как желание вводится в мысль, в дискурс, в действие? Как дискурс может и должен развертывать свои силы в сфере политики и интенсифицироваться в процессе ниспровержения установленного порядка? Ars erotica, ars theoretica, ars politica*.
Отсюда становится ясно, с какими тремя противниками сталкивается «Анти-Эдип». Три противника, не обладающие равными силами и представляющие разные степени опасности (и эта книга борется с ними, используя разные средства), суть:
1. Политические аскеты, мрачные бойцы, террористы теории — те, кто хотел бы сохранить чистый порядок политики и политического дискурса. Бюрократы революции и функционеры Истины.
2. Жалкие инженеры желания, психоаналитики и семиологи, регистрирующие каждый символ и каждый симптом, — они хотели бы свести множественную организацию желания к бинарному закону структуры и нехватки.
3. Наконец, самый страшный враг, стратегический противник (противостояние «Анти-Эдипа» другим врагам носит скорее тактический характер) — фашизм. И не только исторический фашизм Гитлера или Муссолини, который сумел столь удачно мобилизовать и ис пользовать желание масс, но также и фашизм, который во всех нас, который преследует наши умы и наше повседневное поведение, — фашизм, который заставляет нас любить власть, желать именно то, что господствует над нами и эксплуатирует нас.
Я бы сказал, что «Анти-Эдип» (и да простят меня его авторы) — это книга по этике, первая книга по этике, которая была написана по прошествии достаточно долгого времени (быть может, это причина, по которой ее успех не ограничен частной «аудиторией»: быть Анти-Эдипом — это стало уже определенным стилем жизни, способом мысли и существования). Что делать, чтобы не стать фашистом, даже если (особенно если) ты считаешь себя бойцом революции? Как освободить наши речи и действия, наши сердца и наслаждения от фашизма? Как изгнать фашизм, который отпечатался во всем нашем поведении? Христианские моралисты искали следы плоти, затаившиеся в закоулках души. А Делез и Гваттари исследуют мельчайшие следы фашизма в нашем теле.
Отдавая скромную дань уважения Св. Франсуа де Салю*, можно было бы сказать, что «Анти-Эдип» — это «Введение в нефашистскую жизнь».
Это искусство жизни, противоположное всем формам фашизма — будь они уже состоявшимися или только нарождающимися, — поддерживается определенным числом главных принципов, которые я резюмировал бы в следующем порядке, если бы из этой большой книги мне нужно было бы сделать учебник или руководство для повседневной жизни.
— Освободите политическое действие от любой формы тотализирующей или объединительной паранойи.
— Развивайте мысль, действие и желания посредством пролиферации, взаимоналожения и разъединения,
* Св. Франсуа де Саль (Saint Franfois de Sales, 1567—1622) — известный проповедник, епископ Женевы, основатель ордена салезианок. Фуко намекает на его произведение «Введение в благочестивую жизнь» («Introduction a la vie devote», I609).
а не посредством разделения на части и пирамидальной иерархизации.
— Освободитесь от доверия к старым категориям Негативного (Закона, предела, кастрации, нехватки, лакуны), столь часто сакрализованным западной мыслью в качества формы власти и доступа к реальности. Отдавайте предпочтение позитивному и множественному, различие предпочитайте однообразному, поток — единствам, подвижные сборки — системам. Не забывайте: продуктивное — это не оседлое, а кочевое.
— Не думайте, что, если вы за что-то боретесь, нужно быть мрачным и грустным, даже если предмет вашей борьбы — нечто отягощающее. Революционной силой обладает только связь желания с реальностью (а не его бегство в формы представления).
— Не используйте мысль для обоснования политической практики единственной Истиной; не используйте также практику для дискредитации мысли, как будто бы та была лишь чистой спекуляцией. Используйте политическую практику в качестве усилителя мысли, а анализ — в качестве множителя форм и областей вмешательства политического действия.
— Не требуйте от политики, чтобы она восстановила те «права» индивида, которые были определены философией. Индивид — это продукт власти. Все, что нужно, — это «деиндивидуализировать» себя посредством, умножения и смещения, различных рекомбинаций. Группа должна быть не органической связью, которая объединяет выстроенных в иерархию индивидов, а постоянным генератором «деиндивидуализации».
— Не влюбляйтесь во власть.
Можно было бы даже сказать, что Делез и Гваттари так мало любят власть, что они попытались нейтрализовать властные эффекты, связанные с их собственным дискурсом. Отсюда игры и западни, которые рассеяны по всей книге, делая ее перевод настоящим подвигом. Но это не всем известные риторические ловушки, которые стремятся соблазнить читателя, не позволяя ему узнать о том, что им манипулируют, и в конце концов убеждают его в правоте авторов против его собственной воли. Ловушки «Анти-Эдипа» — это ловушки юмора: множество приглашений убраться восвояси, распрощаться с текстом, хлопнув дверью. Книга часто наводит на мысль, что в ней нет ничего, кроме юмора и игр, когда на деле происходит что-то важное, нечто предельно серьезное — отслеживание всех форм фашизма, начиная с тех чудовищных форм, которые окружают и уничтожают нас, и заканчивая мельчайшими формами, которые образуют скорбную тиранию наших повседневных жизней.
Мишель Фуко





Идет обработка запроса ...
Загрузка начнется через
20 сек.
Скачать